Что можно и чего нельзя в предпринимательстве? Этика предпринимательства

Этика – это философское учение о нормах и морали. Это также система моральных и этических норм для определенных групп, профессий и общин. Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Любая человеческая деятельность, включая и предпринимательство, имеет этические и правовые критерии и рамки. Законы, разрабатываемые государством, дают возможность обществу проводить в жизнь свои стремления, которые касаются и морально-этических параметров бизнеса.

Чаще всего проблемы этического и правового характера возникают в предпринимательской деятельности во взаимоотношениях с потребителями, конкурентами, партнерами, обществом и государством.

Предпринимательство как род деятельности, известно давно. С древних времен отношение к нему было двояким. С одной стороны – уважение и понимание пользы для общества деятельности предприимчивых людей в разных отраслях. Но с другой – зависть к их успеху и уровня благосостояния, обвинения в хитрости, ловкости, жажде и даже мошенничестве, свойства замечать лишь то, что приносит им прибыль. Вопрос об этических и моральных рамки предпринимательства волнуют общество еще со времен зарождения этой деятельности. В Древней Греции, Финикии, Древнем Риме и других государствах того времени предпринимательство считалось одним из неуважаемых занятий. Не всегда с уважением относились к коммерсантам и бизнесменам и на Руси. В конце 18 века Наполеон называл англичан Лаво, в свою очередь французов нередко называли ростовщиками. В прошлом веке в глазах многих европейцев американцы выступали как ловкие, аморальные янки-коммерсанты. И только в более поздние времена предпринимательство получило за рубежом признание и уважение.

В нашей стране слова «предприниматель», «деловой человек», «бизнесмен», «коммерсант» все еще не получили того общественного статуса, которого они заслужили. И поныне в обществе преобладает негативное отношение к работникам государственной и особенно кооперативной торговли, вообще к предприимчивым руководителям в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Трудно избавиться от заведомо сложившихся за многие десятилетия приоритетов и стереотипов, базой которых является усредненная сознание.

В большинстве западных стран деловая этика включена в программы школ бизнеса, колледжей, институтов и университетов, учебные пособия и т.п. В учебных заведениях нашей страны, как в государственных, так и коммерческих, включая школы бизнеса, частные институты необходимо уже сейчас ввести специальные курсы.

Существует немало этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особое место занимают честность и добропорядочность в деловых отношениях. Еще Оскар Уайльд говорил, что соблазн более всего разлагает мораль и культуру человека. Однако, несмотря на эти преимущества, честность и порядочность являются неотъемлемой чертой современного бизнеса. Предпринимательская деятельность была своего рода зеркалом общества. По словам одного американца, деятельность корпорации отображает моральное состояние общества, в коем она функционирует. Она напоминает человека, то есть, может быть честным и выполнять законы, в то же время может быть нацелена на наживу, сомнительную с точки зрения надежности и порядочности. В нашей еще достаточно молодой предпринимательской деятельности уже немало случаев, когда деловые люди по многим этическими критериями не являются цивилизованными бизнесменами. Это вредно не только для самих предпринимателей, но и наносит огромный вред отношениям общества к зарождающемуся предпринимательству.

На Западе в прессе или в специальных деловых изданиях регулярно приводятся примеры неэтичного предпринимательства конкретных фирм и корпораций, деятельность которых, не являясь нарушением закона, тем самым квалифицируется как неэтичная, так как вступает в противоречие с критериями честности и порядочности.

Об уровне этических критериев свидетельствуют некоторые вопросы, которые задают слушателям в школе бизнеса. Например,:

-Этично использование издателем яркой остросюжетной картинки на обложке, которая привлекает внимание покупателей, однако не соответствует содержанию?

-Этично для кинозвезд или спортсменов рекламировать продукцию, которую они не носят (если это одежда)?

-Этично выбирать себе профессоров, когда Вы заранее знаете об их некомпетентности, но в то же время они достаточно либеральны при приеме экзаменов? (В США этот вопрос имеет практическое значение, так как большинство студентов достаточно ответственно относится к обучению).

-Этично для сенатора ездить за счет налогоплательщиков в Европу будто для расследования вопросов государственной важности, в то время как реальная причина поездки – провести несколько дней на курортах французской Ривьеры?

-Этично для конгрессмена голосовать за законодательство, благоприятное для корпорации, акциями которой он владеет?

Если говорить о наших перспективах, то прежде всего необходимо перенимать американский опыт для повышения цивилизованности наших предпринимателей. Однако те качества, которые были присущи нашим народам (деловая смекалка, порядочность и особенно добросовестность, были развеяны ветрами преобразований после НЭПа). Как сказал академик Л. Абалкин, «мы довольно долго боролись с интеллигентностью во всех социальных сферах – от земледельцев до профессоров, с выше среднего способностями и умением, с» нездоровыми инстинктами «, на которых держались всю нашу жизнь»..

Понравилась новость? Лайкни!