Что нужно делать перед приобретением бизнеса

В предпринимательской среде довольно часто совершаются сделки приобретения целого предприятия или его доли. Основными мотивами, толкающими к решению купить бизнес, могут быть вложение в новое перспективное дело или просто запуск в работу имеющихся средств. Или же расширение своего бизнеса за счет поглощения конкурента. Примеров тому масса: кто-то покупает шинные центры в других городах дабы увеличить свою сеть, а кто-то заинтересован в продаже ресторана, чтобы уйти в другую сферу деятельности. И это нормальные бизнес процессы.

Как известно из основных, фундаментальных законов экономики, деньги, приносят доход, только когда обращаются, происходит непрерывный процесс обращения капитала с приростом на каждом новом этапе.

Но решение должно быть аргументировано, и, прежде чем купить бизнес, должна быть произведена тщательная проверка. В американской деловой среде еще в 30-е годы вошло понятие due diligence, которое переводится как «должная проверка». Изначально этот термин считался процедурой раскрытия полной информации о компании или фирме, которая продавала свои акции. В настоящее время данное понятие имеет более широкий смысл. Под due diligence подразумевается полная комплексная проверка, затрагивающая все аспекты деятельности фирмы, акции которой выставлены на торги или имущество продается другому инвестору.

В ряде случаев due diligence имеет под собой смысл полной информации о клиентах, партнерах как существующих, так и потенциальных. Но в России это понятие малоприменимо, и купить бизнес без сбора и анализа информации о партнерах и клиентах является повседневным делом.

В общую проверку, перед тем как купить бизнес, обязательно входит Financial due diligence — оценка финансового положения фирмы. Эта проверка включает несколько пунктов:

1. Оценивается имущество фирмы.

2. Насколько устойчиво положение компании в финансовом отношении (проверяется дебиторская задолженность, кредиторская и состояние кредитов).

3. Рентабельность производства, ведь купить бизнес с низкой рентабельностью — просто неразумное вложение капитала.

4. Маркетинговый анализ позиционирования и занимаемые рыночные сегменты. Устойчивость бренда.

Практически Financial due diligence — полная проверка и анализ внутренних и внешних факторов компании, купить бизнес которой предполагает новый инвестор.

Необходима и оценка налогового положения — Tax due diligence. На основе полученной информации, прежде чем купить бизнес, желательно выяснить возможность налоговой оптимизации в пределах законодательства. Изучается возможность возникновения налоговых рисков по ранее заключенным контрактам. В ходе проводимого анализа выясняется реальная стоимость и возможные последующие риски со стороны налоговых органов.

Понравилась новость? Лайкни!