К каждой ли престижной профессии должен прилагаться диплом?

Еще совсем недавно диплом и только диплом был гарантией удачного трудоустройства. Этому было простое объяснение — в 90-х годах уж больно много людей ушли в бизнес, криминал — куда угодно, но не в вузы, и многие структуры ощущали дефицит образованных людей.

Сейчас людей с высшим и даже двумя высшими образованиями достаточно, а вот специалистов, которые действительно хорошо разбираются в определенной узкой сфере, по-прежнему не хватает. Во время кризиса многие специалисты показали свою несостоятельность и неготовность работать в меняющихся условиях. Поэтому сейчас работодатели все чаще смотрят не на диплом, а на способность выполнять те или иные функции.

Конечно, это не значит, что наличие диплома вам повредит. Но если документа о высшем образовании нет — подумайте хорошо, что вы умеете. Перед бездипломниками сегодня открылось широкое пространство для деятельности: многим современным профессиям просто не обучают в вузах. Часто бывает и так, что для какой-то работы гораздо важнее личные качества, чем приобретенные в процессе образования знания.

Например, личные качества важны для административной работы на должностях секретарей, офис-менеджеров, личных помощников и ассистентов, административных директоров и travel-координаторов. Но юридическое или экономическое образование администратору однозначно не помешает, востребованы также специалисты с образованием педагога или филолога. В некоторых случаях важно только личное обаяние и способность влиять на людей. К примеру, никакое образование не поможет продавцу-консультанту, если он не умеет общаться с людьми — традиционно вузы дают знания, но не навыки, а о личных качествах преподаватели, как правило, не заботятся в принципе.

Востребованы специалисты без диплома в сфере интернет-бизнеса, так как здесь важен только личный опыт. Участие в веб-проектах само по себе является и опытом работы, и обучением. К профессиям, связанным с глобальной сетью, относятся руководитель интернет-проекта, трафик-мереджер, специалисты по оптимизации поисковой системы и digital-коммуникации.

Неплохой вариант для человека без диплома или с малопрестижным образованием — продемонстрировать работодателю свои творческий способности. Нередко таких людей берут обучают в процессе работы. Особенно важен креативный подход в сфере рекламы и маркетинга. Появляются такие профессии, как менеджер по онлайн-маркетингу, social media manager, PR-менеджер, маркетолог — здесь при трудоустройстве предпочтение отдадут тем специалистам, у которых есть смежное образование. Например, пиарщик может быть филологом или журналистом.

Неизвестно, как долго эта ниша специалистов останется неохваченной образованием. Вспомните, еще 10–20 лет назад HR-менеджер был диковинной специальностью, и профессионалы в этой сфере порой не имели никакого диплома. Но со временем появились курсы кадровиков, а затем — и специальности в вузах, благодаря которым на рынок вышло молодое, конкурентоспособное поколение кадровиков. В результате конкуренция стала для профессионалов гораздо жестче, и многие признанные авторитеты сдали свои позиции. Но именно те, кто первым пришел в так называемые профессии будущего, сформировал ее стандарты и требования. Хотите успеха на финише — стартуйте в числе первых!

Понравилась новость? Лайкни!