Мерчандайзинг

Данная идея отражает не только расположение товаров на витринах, но и создаваемые образы восприятия их потенциальным покупателем. К примеру, удобно и легко ли читаются ценники и маркировка товаров? Хорошо ли различаются конкретные товары на витрине больших размеров? На нужном ли месте размещен товар, на который вы делаете особую ставку? Удобен ли доступ покупателя для ознакомления с конкретным товаром? Как быстро покупатель может найти нужный ему товар на стеллажах супермаркетов? И не «заблудится» ли он среди множества стеллажей с массой товаров на них… К тому же далеко не каждый может сделать решительный выбор в условиях слишком «большого выбора» товара. И если поблизости не окажется консультанта, к которому можно обратиться с вопросом, покупателю может надоесть искать (или у него мало времени), и он покинет магазин без товара, но с негативным «осадком» и даже с испорченным настроением!

Не случайно на отечественном рынке труда все большим спросом пользуется профессия «мерчандайзера» (от англ. «merchandizing» — искусство торговать) — специалиста по контролю за «выкладкой» товаров. Впервые мерчандайзинг стал применяться в западных супермаркетах, когда было установлено, что 90% пришедших в магазин не имеют четкого представления о том, какую именно марку продукта они предпочтут и сделают ли покупку вообще. Решение купить или нет потребитель зачастую принимает, уже непосредственно стоя перед прилавком. И в целом, по результатам исследований, импульсивных покупок совершается больше половины — 60%. Поэтому, если с помощью специальных мер сфокусировать внимание покупателя на той или иной марке или виде товара, можно стимулировать увеличение импульсивных покупок. Как правило, хороший эффект дают близкое размещение дополняющих друг друга товаров (cross-merchandizing), специально подобранная музыка, звучащая в магазине, а также применение специальных запахов.

Возможно, следует воспользоваться услугами консультанта по дизайну и изменить планировку: расположение некоторых стеллажей, расширить проходы между ними, поработать над цветовыми решениями и освещением.

А может следует несколько уменьшить число предлагаемых товарных единиц…

Вот что говорил о цели данного «искусства» еще в начале XX века американский владелец сети магазинов «Вулворт» Фрэнк Вулворт: «Я самый худший продавец в мире и поэтому должен сделать так, чтобы у меня было легко покупать».

Можно вспомнить яркий пример из истории американского предпринимательства: Франклин Рузвельт, ставший президентом в разгар Великой депрессии, среди прочего затеял строительство огромного числа автомобильных дорог. Когда магистрали были отстроены, стараниями уже частного капитала они стали обустраиваться. Вдоль них появились бензоколонки, станции техобслуживания, мини- и супермаркеты — в общем, вся необходимая инфраструктура. «Чего-то не хватает», — подумали братья Мак и Дик Макдональд и в 1940 году открыли на одной из самых оживленных магистралей калифорнийского городка Сан-Бернардино небольшую забегаловку. Точнее — за-езжаловку. Еще точнее — обычный ресторанчик, где подавали куриные крылышки, барбекю, бутерброды и салаты. Вполне обычным оказался и годовой доход заведения 200 тысяч долларов. Возможно, чуть больше, чем у конкурентов с менее оживленных улочек. Но для Макдональдов это был успех, который они решили развить. После жарких вечерних споров братья пришли к общему знаменателю. Первая составляющая успеха — это качество. Здесь даже не было спора — качество пищи должно быть высоким. Второе — это цены. Дик настаивал на их снижении и в конце концов сумел убедить брата: и так вполне умеренная цена гамбургера была снижена с 30 до 15 центов (кстати, повышена она была лишь в 1967 году). Третье — это сервис. На его кардинальном пересмотре настаивал Мак. Само расположение ресторанчика диктовало новую концепцию обслуживания: водитель должен насытиться чуть ли не так же быстро, как его автомобиль — заправиться. В результате решили ограничиться стандартным набором из наиболее популярных блюд: гамбургер, чизбургер, молоко, кофе и пирог. Чуть позже меню дополнили молочный коктейль и картофель фри. Барбекю и куриные коылышки были оставлены конкурентам… Затем братья придумали конвейерную линию, названную ими «системой скоростного обслуживания»: подача дешевых гамбургеров, жареной картошки, молочных коктейлей. При чем все это — в мгновение ока. И в основном — для автомобилистов («Легенды бизнеса»). Со временем появились так называемые «прыгуны» — официанты в придорожных ресторанах, которые приносят еду клиентам, сидящим в своих машинах..

Понравилась новость? Лайкни!