Региональная политика государственно-частного партнерства

1360743735_1Взаимодействие между бизнесом и государством в форме государственно-частного партнерства приобретает особую актуальность на уровне региона, поскольку на региональном уровне могут реализовываться инновационные проекты, способствующие экономическому росту и улучшению социальной инфраструктуры непосредственно в регионе и, опосредованно влияют на улучшение ситуации в стране в целом. К сожалению, в нашей стране существует лишь небольшая по объему практика реализации таких проектов в сфере инновационной региональной политики.

Функциональность механизмов государственного управления в инновационной региональной политике в системе партнерства предполагает направленность государственного управления на смягчение негативных региональных диспропорций, активизацию рыночных преобразований, решение региональных проблем, следуя принципам сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти; субсидировании предоставления государственных и общественных услуг с целью максимального их приближения к непосредственным потребителям; программно-целевого подхода к решению вопросов, связанных с социально-экономическим развитием региона.

Наличие различных целей у государства и бизнеса может проявляться во внутреннем конфликте между сторонами, что вызывает определенные риски. Среди них можно выделить риски экономического характера — технические, ресурсные, финансовые; организационные — несовершенное управление, проблемы планирования; законодательные; форс-мажорные обстоятельства, риски окружающей среды. Важно, чтобы органы государственного управления могли контролировать степень риска и иметь соответствующие процедуры реагирования.

Проблемными могут быть зависимость бизнеса от решений региональных властей, что может проявляться в фактах коррупции, административного давления или сфере неформальных отношений, которая складывается между бизнесом и управленческими структурами и приводит к «теневым» экономических схемам, от чего страдают в целом интересы и регионального сообщества, и партнерства.

Для предотвращения таких ситуаций на уровне региона могут создаваться совместные предприятия с привлечением средств местного сообщества и местного бизнеса. Капитал, привлекаемый в уставный фонд совместных предприятий, активизирует производство товаров и услуг, создает новые рабочие места. На этой почве, а также за счет «прозрачности» хозяйственной деятельности увеличивается база налогообложения и соответственно доходы бюджета.

Инновационное развитие в регионе в рамках партнерства представляется возможным в рамках такого правового поля, которое придает открытости региональной системе для инвестиций, способствующих технологическому обновлению предприятий, развитию производства.

Анализ европейского опыта регионального развития свидетельствует о возможности использования таких эффективных механизмов государственного управления в инновационной региональной политике в системе государственно-частного партнерства как создание специального фонда (фондов) регионального развития по образцу Европейского фонда регионального развития. Он может финансировать важные инвестиционные проекты, направленные на формирование новой экономической структуры в регионах, оказывать помощь в виде субсидий слаборазвитым и депрессивным районам, поддерживать обеспечение малого и среднего предпринимательства в регионах с применением венчурного капитала, лизинга, взаимных гарантий и т.д.: использование научных исследований для разработки концепции регионального развития.

Опыт реализации инновационных проектов, в которых совместно участвуют государство и бизнес, свидетельствует, что в таких отношениях необходимо руководствоваться официально заключенными договорами, которые определяют равноправие сторон; партнеров объединяют общие цели и взаимовыгодные интересы, а стороны готовы разделить ответственность за расходы и риски , совместно использовать полученные результаты.

Основными инструментами привлечения бизнеса к решению задач партнерства в инновационной политике является политико-экономические, организационно-технологические и социальные мероприятия. Для этого органам государственного управления необходимо: предложить конкретные инновационные проекты; ранжировать инновационные проекты общегосударственного, регионального и местного уровня, обеспечить ответственное отношение органов государственного управления к программам модернизации, стимулирования государственного и частного секторов во внедрении инновационных технологий; сосредоточить ресурсы на усилении научных исследований, стимулировать развитие науки; принять сбалансированные меры по налоговому стимулированию инновационной деятельности; усовершенствовать механизмы долевого участия в финансировании работ, создать сеть инновационных фондов, венчурных компаний, специальных экономических зон, корпоративных университетов, научно-технических центров.

Выводы. Можно констатировать, что применение в сфере инновационной региональной политики государственно-частного партнерства предполагает объединение всех заинтересованных субъектов и инициативность органов государственного управления в том, чтобы в инновационной политике в регионе произошло формирование региональных инновационных сетей и кластеров, которые концентрируют научный и производственный потенциал региона.

Понравилась новость? Лайкни!